CPT Инкотермс 2010

Кристина Федоренко
08/04/2023, 11:57
Содержание статьи

    В международных грузоперевозках и внешнеэкономической торговле при заключении контрактов на поставку товаров пользуются перечнем регламентов Инкотермс.

    Эти правила определяют ответственность и риски всех участников сделки, в частности — продавца/отправителя и покупателя/получателя товарной партии. В международной практике грузоперевозок применяются три редакции — за 2010, 2020 и 2022 годы. Правила регулярно обновляются в зависимости от экономической и геополитической обстановки в мире. Однако участники ВЭД могут пользоваться любым из трех имеющихся сводом правил, при этом в договоре должно быть прописана редакция Incoterms. Общий регламент правил, независимо от редакции, подразделяется на несколько категорий — базисные условия доставки грузов. Базисы определяют обязательства и права участников ВЭД, а также степень ответственности и риски по контракту. В этой статье рассмотрим один из форматов поставки Инкотермс 2010 категории «С», в частности — CPT.

    Поставки по формату CPT — это

    Расшифровка этого термина звучит как «Carriage Paid To», что переводится — «Фрахт/грузоперевозка оплачены до». После «до» указывается место назначения поставки груза. То есть формат CPT предполагает, что продавец по условиям контракта обязуется организовать за свой счет и под свою ответственность фрахт транспортного средства и доставку товаров в пункт передачи получателю или официальному перевозчику, который указан в контракте. До этого пункта все расходы и риски находятся в зоне ответственности поставщика, а после передачи груза возлагаются на получателя или следующего перевозчика. Пример поставки продукции на условиях CPT. Товарная партия поставляется по контракту CPT Астана (Казахстан) Инкотермс 2010 в Москву (Russia, Moscow). По контрактным обязательствам продавец организует фрахт, отгрузку и транспортировку в указанный в договоре пункт передачи товаров получателю или официальному перевозчику. Доставляемая партия переходит под ответственность следующего участника грузоперевозки после подписания передаточного акта. Термин CPT также значит, что грузоперевозка может осуществляться любыми видами транспорта — автомобилями, пассажирскими/грузовыми самолетами, морскими судами, жд составами. Контрактные условия поставки предусматривают использование мультимодальной логистики. Например, от склада отправителя в Астане груз перевозится автотранспортом в казахский авиационный терминал, а оттуда уже в московский аэропорт и далее ж/д составом получателю в регионе РФ. Соответственно, если используется смешанная схема доставки, то в контракте на поставку по CPT нужно четко определить пункт передачи ответственности за перевозимый груз. Например, отправитель организовывает отгрузку и трансфер товаров со склада в морской порт, оформляет экспортную документацию и выполняет загрузку ТС. После выполнения своих обязательств по контракту ответственность передается следующему перевозчику после подписания передаточного акта.

    Базис поставки CPT

    Стандартные условия поставки в этом формате обяжут отправителя/продавца оплатить фрахт транспортного средства, выполнять погрузку, организовать перевозку в пункт назначения, оформить экспортную документацию для таможенной очистки, а также оплатить все налоговые и пошлинные сборы при вывозе товарной партии. Продавец не обязан проходить таможню для ввоза продукции, платить взносы и оформлять иную документацию для импорта. Также продавец не обеспечивает груз страховкой, как в случае с торговыми терминами CIF и CIP. Покупатель сам страхует товар. Цена контракта CPT формируется с учетом стоимости товарной партии, а также затрат на затаможку экспортного груза и его перевозки до пункта назначения, указанного в договоре. Соответственно эта сумма определяет контрактную (таможенную или инвойсовую) стоимость. При расчетах стоимости контракта пользуются следующими данными:
    • Цена товарной партии по инвойсу. По сути, это фактическая сумма, которая указывается продавцом/производителем продукции;
    • Затраты на упаковывание, маркировку, консолидацию партии;
    • Расходы на фрахт, погрузку товара на борт транспортного средства, перевозку к месту назначения;
    • Затраты на прохождение таможенных процедур при экспорте товарной партии.
    Важно, затраты отправителя входят в контрактную стоимость, которую по итогу оплачивает покупатель. Поэтому целесообразно искать пути уменьшения расходов на поставку товаров, чтобы снизить таможенную стоимость при ввозе. Можно задействовать недорогие схемы логистики. Например, заказать автодоставку товаров со склада отправителя в морской порт вместо авиаперевозки. Трансфер автомобилем займет больше времени, но позволит сэкономить.

    Как сейчас закупить и доставить товар?

    Забудьте о сложностях и заботах с доставкой грузов в Россию. Мы предложим вам индивидуальное решение, оптимальный маршрут и конкурентные цены, независимо от размера и веса вашего груза.

    Обсудить предложение по телефону +7 (495) 748-87-75
    Ещё один момент. Зачастую формат CPT путают с DAP, однако они имеют различия в плане передачи ответственности от отправителя получателю. В первом случае товарная партия с оформленными документами на экспорт, доставляется до оговоренного пункта назначения. Ответственность переходит после погрузки товаров на борт ТС. Во втором случае, продукция с оформленными документами на экспорт поставляется в указанное место. Однако риски порчи и утери товара переходят к получателю в пункте назначения.

    Обязанности отправителя и получателя

    Отправитель/продавец по условиям контракта CPT обязуется:
    • Выдать получателю согласно контрактным обязательствам товарную партию, а также сопутствующие документы в бумажном или электронном виде, которые подтверждают соответствие продукции заявленным требованиям.
    • Оформить под свою ответственность и за свой счет экспортную декларацию, подготовить необходимые документы для прохождения нетарифного контроля (лицензии, сертификаты, соответствия). Помимо того, отправитель должен выполнять затаможку товарной партии, оплатить пошлинные и налоговые сборы, если это требуется по контракту.
    • Оформить перевозочный договор за свой счет и под свою ответственность. Контракт оформляется на базовых условиях — транспортировка до указанного пункта передачи товарной партии перевозчику/получателю с использованием принятых видов ТС и логистики. Если требования к ТС и логистике не согласованы с партнером, то отправитель может выбрать наиболее удобный/быстрый способ перевозки. Например, вместо автомобильной организовать воздушную перевозку. В этом случае увеличится общая стоимость контракта и, соответственно, возрастет цена импорта груза.
    • Выполнить условия поставки, то есть доставить товарную партию официальному перевозчику, с которым заключен контракт. Если используется мультимодальная схема грузоперевозок, то отправитель доставляет партию первому перевозчику в логистической цепочке.
    • Нести ответственность за перевозимый груз до момента его передачи официальному перевозчику партнера. Все риски утери, порчи товарной партии в период ответственности отправителя возмещаются им из своих средств.
    • Оплатить расходы, которые возникают до момента передачи прав собственности перевозчику. Это затраты на фрахт ТС, погрузку на складе, выгрузку в пункте назначения, расходы на затаможку экспортной партии и оформление сопутствующих документов. Также отправитель оплачивает пошлинные и налоговые сборы в стране-экспортере.
    • Известить получателя по факту поставки товарной партии в оговоренный пункт для передачи официальному перевозчику.
    • Выдать получателю документированные доказательства выполнения контрактных обязательств. Обычно это транспортные документы — накладная, коносамент и т.д. Документы, подтверждающие доставку товарной партии к месту назначения, могут быть выданы в бумажном или электронном виде по обоюдному согласию сторон.
    • Оплатить складские работы по подготовке товарной партии к транспортировке. Это инспектирование товара, замеры, взвешивание, упаковывание и маркировка.
    Также отправитель по запросу получателя обязуется содействовать в получении документов и информации для дальнейшей грузоперевозки товарной партии, прохождении таможенных процедура при ввозе и т.д. Помощь оказывается за счет и под ответственность получателя. Получатель товаров обязуется:
    • Оплатить стоимость товарной партии по контракту.
    • Получить за свой счет и под свою ответственность документацию для импорта грузов, сопутствующие бумаги нетарифного контроля при необходимости. Также получатель обязуется оплатить растаможку партии при ввозе в страну назначения, а также в транзитных пунктах.
    • Застраховать товар, если этого требуют условия грузоперевозки.
    • Получить груз от поставщика после его доставки в указанное договором место или указать официальных перевозчиков, если используется мультимодальная логистика.
    • Нести ответственность на порчу или утерю груза после получения его от поставщика. При этом права собственности и риски переходят от одной стороны к другой только после подписания передаточного акта. То есть, поставляемый товар должен быть соответствующим образом упакован, маркирован, идентифицирован как продукция, которая является предметом данного контракта.
    • Оплатить расходы, которые связаны с проверкой и грузоперевозкой товара после его передачи поставщиком. Также получатель оплачивает расходы за транзит, таможенные процедуры в перевалочных пунктах и конечной точке маршрута. Соответственно товарная партия должна быть оформлена надлежащим образом, то есть иметь экспортные документы, а при необходимости лицензии и сертификаты. Перед приемкой груза от поставщика эти моменты нужно тщательно проверить.
    • Известить отправителя о получении товара в пункте назначения, если такой пункт указан в контракте поставки.
    • Принять транспортные документы отправителя, если они отвечают требованиям контракта.
    • Оплатить инспектирование товаров перед их погрузкой на борт транспортного средства.
    • Оплатить услуги, связанные с оформлением перевозочных и товарных документов. Также получатель обязуется возместить затраты, если обращался за содействием к отправителю по вопросам подготовки импортной или любой другой документации.

    Резюме

    Международный контракт на грузоперевозку в формате CPT предусматривает большую ответственность продавца/отправителя товаров, нежели получателя. Отправитель обязуется организовать фрахт ТС, оплатить экспортные сборы и подготовить документы, доставить товар получателю или официальному перевозчику. Получатель оплачивает страховку и импортные сборы, а также расходы транзита, если таковые имеются. Однако при составлении договора нужно тщательно обсудить все особенности поставки. Например, виды транспортных средств и схему логистики, определить пункт передачи товара и ответственности за его дальнейшую перевозку. Это поможет сократить расходы по контракту как продавцу, так и покупателю.

    Автор статьи

    Кристина Федоренко
    Поделиться с друзьями
    Поможем Вам оформить перевозку товаров

      Имя*

      Телефон*

      E-mail