Таможенное регулирование ВЭД

Кристина Федоренко
14/04/2022, 13:25
Содержание статьи

    Таможенное регулирование ВЭД — это управленческая деятельность государственных надзорных инстанций, которая заключается в контроле принятых законодательством норм транспортировки импортных товаров через границу России и Таможенного союза.

    Цели этой процедуры — обеспечение экономической стабильности, защита российских производителей и соблюдение требований к внешнеэкономической деятельности, установленных ТК ЕАЭС и Федеральным законом №289. Субъектом таможенного регулирования в нашем государстве и странах-участницах ЕАЭС выступают законодательные, исполнительные, судебные инстанции. Однако существенную роль в организации и контроле над процессами во внешней экономической торговле играет таможня. Государственные органы, выступающие в качестве регулятора ВЭД, влияют на внешнеэкономический оборот и на внутренний рынок обязательными платежами за перевозку импортных грузов — пошлин, налогов, акцизных сборов. Кроме этого того, в соответствии с таможенным законодательством, госорганы устанавливают ограничительные меры на импорт и экспорт товаров определенных категорий.
    Например, для защиты российского производителя ограничивается ввоз категорий продукции, которые выпускаются в достаточных объемах в стране или республиках ЕАЭС. К товарам, по которым есть дефицит на внутреннем рынке, применяются льготы и преференции — снижается процент пошлинных сборов, предоставляются «мягкие» условия ввоза.
    Под действие данной процедуры подпадают:
    • Участники внешней торговли — юридические лица или предприниматели, которые перемещают товарную партию или транспортное средство через границу России или стран-участниц ЕАЭС с целью продажи на внутреннем рынке или для ведения иной предпринимательской деятельности.
    • Юридические лица и предприниматели, которые оказывают услуги таможенного оформления, временного хранения товарных партий, а также перевозчики и владельцы магазинов на территории таможни. Эти организации и юрлица содействуют участникам ВЭД во время перемещения грузов и товарных партий через таможню, поэтому несут солидарную ответственность перед законом наравне с субъектом внешнеэкономической деятельности.

    Федеральный закон о таможенном регулировании в ЕАЭС и РФ

    Закон 289-ФЗ устанавливает правила, связанные с провозом импортной и экспортной продукции, а также с растаможкой/затаможкой товаров. Еще документ определяет нормы отношений между участниками ВЭД и контролирующими инстанциями при проведении контрольных проверок, уплате пошлинных сборов, применении компенсационных, ограничительных, антидемпинговых методов. Федеральный закон №289 включает 8 разделов общим объемом более 500 страниц, что позволяет полностью раскрыть правовые нормы контроля на таможне по международным договоренностям между странами ЕАЭС. В редакцию ФЗ за 2018 год внесен ряд поправок. Сократили предельный срок выдачи предварительных решений о классификации товаров и о стране происхождения импортируемой/экспортируемой продукции с 90 до 60 дней. Также расширили перечень ситуаций, при которых участник ВЭД освобождается от уплаты сборов, внесли другие дополнения/изменения.

    Методы таможенного регулирования: тарифное и нетарифное

    Регулятором внешнеэкономической деятельности применяется два метода контроля провозимых товаров. Первый — таможенно-тарифный контроль, второй — нетарифное регулирование. Ко второй категории относят разные ограничения и запреты, цель которых в защите внутреннего рынка от недоброкачественной продукции и зарубежной конкуренции.

    Тарифное регулирование

    Контроль осуществляется государством для защиты российских производителей от иностранной конкуренции, а также для пополнения казны пошлинами на импортируемые/экспортируемые товары. Тариф в данной системе выступает основным инструментом контроля — он определяет величину пошлинного сбора, обязательного к уплате участниками внешнеэкономической деятельности при пересечении территориальных границ стран ЕАЭС. Соответственно, сумма пошлин рассчитывается в соответствии с номенклатурой ТН ВЭД, в которой учитываются категория перевозимой продукции, преференции или санкции на конкретную группу товаров. Прямой государственный контроль позволяет устанавливать сборы для стабилизации внутреннего рынка. Это исключает дефицит или избыток товаров, поддерживает грамотное ценообразование с учетом спроса. Основные методики прямого контроля: фиксирование тарифных ставок, включая надбавки и наценки; установление рентабельности для конкретных категорий товаров/услуг; корректирование стандартов декларирования товарных партий. При методе косвенного контроля внешнеэкономической торговли упор делается не на обязательных сборах, а на сопутствующих факторах, влияющих на величину пошлин. Это могут быть проекты по льготному налогообложению/кредитованию, дотации, субсидии из городского/муниципального/государственного бюджета и т.д. Все это позволяет регулировать спрос и предложение на рынке, оптимизировать ставки на импортную/экспортную продукцию.

    Нетарифное регулирование

    Нетарифное управление помогает защитить производителей России и стран ЕАЭС от иностранной конкуренции в тех случаях, когда кратно возрастает поток импортируемых товаров или поставки осуществляются по демпинговым ценам. Также регулятором контролируется экспорт товаров. Например, установка запрета на вывоз сырья и другой продукции, чтобы сбалансировать спрос и предложение на внутреннем рынке или стабилизировать цены на определенные категории товаров. Кроме того, меры нетарифного контроля позволяют исключить импорт некачественной продукции, которая не отвечает требованиям технических регламентов и нормативам качества Российской Федерации и ЕАЭС. Методы прямого контроля:
    1. Квотирование — представляет собой ограничительное воздействие на перевозимые товары на определенный период. Квота ограничивает цену или количество перевозимых грузов, может быть импортной или экспортной, относится к тарифному и нетарифному контролю. В ТК РФ и ЕАЭС применяются следующие виды квот — глобальные на объем партии, которую можно перевозить; сезонные — имеют ограничения по сроку для импорта/экспорта продукции; тариф — определяет количество ввозимых товаров в соответствии с установленными размерами пошлин или без них.
    2. Лицензирование — нетарифный контроль за импортом/экспортом конкретных товарных групп путем предоставления аккредитованными организациями соответствующих лицензий/сертификатов. Лицензирование используют для сезонного/временного запрета провоза продукции, контроля над перевозкой опасных категорий грузов, выдачи участнику ВЭД особых прав на провоз товарной партии, а также для выполнения обязательств по международным контрактам.
    Меры специальной защиты используют для стабилизации экономики и внутреннего рынка из-за возросшего импорта товаров, а также при ввозе зарубежной продукции по заниженным ценам. Это могут быть специальные пошлины при многократно возросшем импорте. Также используется антидемпинговый контроль над ввозом товаров по заниженной стоимости. Компенсационные пошлины вводятся для товаров, которые получили внешнюю субсидию иностранного государства. Технический контроль — это нетарифное ограничительное воздействие, которое препятствует провозу на внутренний рынок некачественной продукции. Нормы качества устанавливаются техническими регламентами России и стран Таможенного союза. То есть, импорт товарных партий без декларации или сертификата соответствия невозможен. Дополнительные способы контроля устанавливаются разрешительными документами. Они обеспечивают соблюдение законодательства и норм безопасного использования на внутреннем рынке импортных и экспортных товаров, предупреждая угрозы жизни/здоровья для граждан, а также порчи их вещей и имущества. К основным документам относят ветеринарный, фитосанитарный, а также экологический сертификаты, заключение экспертной комиссии Роспотребнадзора, свидетельство о процентном содержании разрушающих озон компонентов, удостоверение Росздравнадзора и т.д. Пошлинные сборы заградительной категории взимаются отдельно от ввозных платежей, вводятся на конкретный период времени по специальному разрешению российского правительства и с обоснованием правовой базы.

    Как сейчас закупить и доставить товар?

    Забудьте о сложностях и заботах с доставкой грузов в Россию. Мы предложим вам индивидуальное решение, оптимальный маршрут и конкурентные цены, независимо от размера и веса вашего груза.

    Обсудить предложение по телефону +7 (495) 748-87-75

    Таможенное регулирование ВЭД

    Государственный контроль перевозимых через территориальную границу товаров позволяет эффективно решать две основные задачи. Первая — пополнение казны государства за счет установки тарифов на перевозимые через границу грузы. Вторая — защита российских производителей и внутреннего рынка от дефицита или переизбытка продукции, а также поставок некачественных товаров. Компания «ИнтерСити Логистикс» оказывает услуги растаможки/затаможки импортных и экспортных грузов. Состоим в реестре таможенных брокеров ФТС России. Оказываем профессиональные услуги по декларированию товарных партий и подготовке сопутствующей документации, включая разрешительные бумаги для прохождения мер нетарифного контроля.

    Если вам нужна доставка из Китая ЖД транспортом, мы предоставим комплексное решение, учитывающее ваши потребности. Наши специалисты подберут оптимальный маршрут и организуют все необходимые процедуры, включая сертификацию и маркировку товаров. Это гарантирует бесперебойную транспортировку вашего груза до места назначения.

    Автор статьи

    Кристина Федоренко
    Поделиться с друзьями
    Поможем Вам оформить перевозку товаров

      Имя*

      Телефон*

      E-mail