Мультимодальные грузоперевозки

Кристина Федоренко
26/04/2023, 17:15
Содержание статьи

    Мультимодальные (смешанные) грузоперевозки — это логистическая схема, которая подразумевает несколько транспортных средств для доставки груза по маршруту.

    Подобный вид логистики актуален во внешнеэкономической торговле — международных перевозках экспортных/импортных грузов, а также и внутри страны. Например, территория России — 17,1 млн кв. километров, на которой расположены 89 субъектов с разной доступностью транспорта. В одни регионы удобнее и быстрее доставлять грузы автомобилями, в другие — кораблями, в третьи — только грузовыми/пассажирскими самолетами. Мультимодальные схемы в международной торговле позволяют перевозить товары из разных стран мира, несмотря на естественные преграды — моря, океаны, горы.

    Смешанный способ снижает стоимость грузоперевозки, предлагает большую вариативность и гарантирует сохранность товаров в пути следования. Обеспечением мультимодальных перевозок занимается одна логистическая компания, которая и берет на себя полную ответственность за груз и перевозочный процесс по маршруту.

    Значит, мультимодальность в перевозочном процессе — это поэтапная доставка груза из пункта отправления в пункт прибытия с применением минимум двух видов транспорта. Всеми процессами в период действия договора руководит одна компания, которая нанимает перевозчиков и несет юридическую ответственность перед сторонами сделки — грузоотправителем и получателем.

    Особенности смешанных перевозок

    Участники внешнеэкономической деятельности часто путают смешанный формат доставки с интермодальным. Несмотря на общую схожесть, у них есть существенные отличия. Интермодальность также подразумевает применение двух и более видов транспортных средств. Но при этом ответственность за каждый этап несет конкретный перевозчик на данном участке маршрута.

    Например, вы заказали интермодальную доставку товаров из Бразилии. Маршрут предполагает, что будут использоваться автомобили в стране-экспортере для трансфера грузов в порт, морское судно для транспортировки в российский порт, ж\д состав или фуры для перевозки на склад получателя в стране прибытия. Соответственно, заключается три договора с разными перевозчиками. Стоимость услуг тоже разнится. Один оператор доставит партию дешевле, другой в 1,5-2 раза дороже. Кроме того, вам придется контролировать процесс передачи товаров в перевалочных пунктах, а это — дополнительные траты.

    Преимущество мультимодальности в том, что процессом управляет один оператор — генеральный перевозчик. С ним заключается договор и оформляется пакет документов. Компания полностью отвечает за товар и перевозку, а значит клиенту не придется выяснять, какой оператор виноват в порче имущества и срыве сроков доставки (если такие случаи произойдут).

    Варианты транспортировки

    Применение нескольких видов транспорта в смешанной логистике позволяет использовать лучшие характеристики ТС на каждом этапе маршрута. Используются четыре вида транспортных средств:

    • Автомобили (еврофуры, низкорамные тралы, цистерны). Преимущество автодоставки — в высокой мобильности. Фуры не привязаны к портовым, железнодорожным или авиационным терминалам, с их помощью можно организовать транспортировку в формате «от двери отправителя до двери получателя». Кроме того, автотранспорт часто используют как связующее звено в смешанных схемах. Например, машиной привозят товар в порт/авиатерминал, забирают грузы из пункта прибытия и доставляют получателю на склад или по адресу проживания. Практически в любой multimodal-схеме участвуют автомобили.
    • Морские суда. Этот вид транспорта актуален при наличии по маршруту морей, океанов и соответствующих путей сообщения. В международной торговле он используется при транспортировке между континентами. Доставлять товары морем дешевле, без ограничений по массогабаритным характеристикам. Но этот метод имеет и свои особенности. Первая — увеличенное транзитное время. Груз находится в пути 30-45 дней в зависимости от маршрута. Вторая — морем удобно доставлять крупные партии. Третья — фрахтовать судно нужно за месяц-полтора до даты отправления.
    • Железнодорожные составы (платформы, вагоны). По ж/д магистралям доставляют сыпучие, жидкие, опасные, крупногабаритные, сборные и генеральные грузы. Преимущества железнодорожной транспортировки в строгом следованию графику движения, независимости от условий погоды, безопасности в пути следования.
    • Грузовые и пассажирские самолеты. Авиадоставка — самый быстрый способ отправки грузов по маршруту, но при этом и самый дорогой. Также к недостаткам относят ограничения по массе и объему перевозимых товаров. Например, не каждое крупногабаритное изделие можно доставить воздушным транспортом. Обычно самолеты используются для срочной перевозки малогабаритных товаров, ценных вещей, скоропортящейся продукции, медикаментов, чувствительной к тряскам микроэлектроники.

    В зависимости от возможностей и особенностей каждого вида ТС, дальности маршрута, условий, разрабатывается лучшая по цене и срокам мультимодальная схема.

    Организация смешанных перевозок

    Разработать маршрут с применением нескольких видов ТС — непростая задача даже для специалистов. Логистам нужно учитывать много факторов. Например, погодные условия, загруженность портов/терминалов, состояние дорог в той или иной стране, санкционные ограничения и т.д. В общих чертах алгоритм работы состоит из пяти этапов:

    1. Приемка и подготовка груза. Специалисты определяют его категорию, массогабаритные характеристики, условия и правила транспортировки. На этой стадии выбираются ТС-участники.
    2. Разработка маршрута. Логисты выстраивают маршрут, определяют перевалочные пункты, высчитывают стоимость и транзитное время.
    3. Оформление документов. Для доставки импортных/экспортных товаров важно корректно заполнить документацию, подготовить декларации, сертификаты и лицензии (при необходимости), товарные и перевозочные бумаги. Любые неточности в документах скажутся на процессе: задержка в пути или на таможне, штрафы, аресты партии и т.д.
    4. Риск-менеджмент. Анализ и управление рисками поможет исключить форс-мажоры в пути следования. Специалисты анализируют возможные проблемы и заранее продумывают способы их решения.
    5. Консолидация, упаковка и погрузка товаров на борт ТС.

    После отправки груза заказчику выдается отчетный документ о проделанной работе. Генеральный перевозчик контролирует транспортировку на каждом этапе маршрута, обеспечивает взаимодействие всех участников процесса.

    Преимущества мультимодальных перевозок

    Смешанные логистические схемы решают задачи, не относящиеся к типовым вариантам транспортировки, когда используется один вид ТС. К достоинствам мультимодальности в перевозках относят:

    • Вариативность и скорость. Под каждый этап маршрута подбирается лучший по возможностям вид ТС.
    • Экономичность. Грузы доставляются по смешанной схеме под руководством одной компании и по единому тарифу. В большинстве случаев клиент тратит меньше, чем при раздельной оплате каждому участнику процесса (интермодальная схема).
    • Больший охват территорий. Расстояния и естественные преграды не мешают доставлять товары. Смешанная транспортировка позволяет доставить партию из любой точки мира.
    • Анализ рисков, ответственность. Генеральный оператор полностью отвечает за сохранность партии в пути следования и за соблюдение договорных обязательств. Логисты заранее оценивают и прорабатывают риски в процессе транспортировки.
    • Минимум документов для оформления. Заказчик и оператор заключают один договор, формируют единый пакет документации по всему маршруту транспортировки.

    Риски в смешанных схемах возникают только при обращении к непрофильным специалистам. Компания, которая предоставляет услуги единого оператора транспортировки, должна обладать специализированными знаниями и опытом. Иначе организовать и провести весь процесс без запинок не получится. Чтобы исключить подобные казусы, обращайтесь в профильные транспортные компании.

    Как формируется стоимость?

    Большинство компаний предлагают фиксированные тарифы на смешанные схемы доставки. Однако окончательная цена зависит от количества и видов транспорта, категории и массогабаритных характеристик груза, маршрута, срочности исполнения заказа. Например, скоропортящуюся продукцию нужно доставить быстро, поэтому выбирается короткий маршрут. Логистическая схема для опасных изделий, веществ разрабатывается с учетом нормативов транспортировки грузов данной категории.

    Автор статьи

    Кристина Федоренко
    Поделиться с друзьями
    Поможем Вам оформить перевозку товаров

      Имя*

      Телефон*

      E-mail