Маркировка товара

Кристина Федоренко
09/08/2020, 11:46
Содержание статьи

    Маркировка товара – это процесс и результат нанесения (на изделие, потребительскую упаковку или тару) цифровой, буквенной, графической или символьной информации, иных знаков, позволяющих пометить продукцию и в дальнейшем распознать.

    Маркировка товара – это процесс и результат нанесения (на изделие, потребительскую упаковку или тару) цифровой, буквенной, графической или символьной информации, иных знаков, позволяющих пометить продукцию и в дальнейшем распознать. Базовые правила маркировки продовольственных и непродовольственных товаров изложены в:

    • ст. 10 «Закона о защите прав потребителей»;
    • ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные/ Общие требования/ Информация для потребителя»;
    • ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
    • технических регламентах таможенного союза (ТР ТС) и государственных стандартах (ГОСТ), действующих в отношении конкретных видов продукции.

    Начиная с 2016 года в России и странах ЕАЭС вступают в силу решения об обязательной маркировке товаров идентификационными контрольными знаками.

    Нововведения маркировки товаров и продукции – что это?

    Это значит, что по мере вступления закона в силу каждая товарная единица продукции из поименованного правительством списка может быть выпущена в торговый оборот на внутреннем рынке РФ или стран Евразийского экономического сообщества только при наличии контрольной метки – индивидуального штрих-кода.

    Официальное название кодированной метки – контрольный идентификационный знак (КиЗ). Каждый КиЗ уникален:

    • генерируется только единожды;
    • после выбытия объекта маркировки из оборота (реализации конечному покупателю) навсегда изымается и уничтожается;
    • в случае утери, повреждения метки, создается совершенно новая комбинация и вводится в систему взамен утраченной.

    В КиЗ зашифрован индивидуальный номер учетной единицы продукта в системе, а также другая информация, необходимая для идентификации:

    • торговое наименование и марка;
    • состав;
    • страна производства;
    • изготовитель, продавец, их данные, и т.дт;

    Также в контрольный знак встроен криптографический код проверки уникальности, исключающий подделку и повторное использование. После присвоения уникальной метки КиЗ товарной единице, зашифрованные данные передаются в систему учета.

    Учет маркированных товаров

    Сегодня для различных групп товаров действуют отдельные несвязанные системы мониторинга:

    Пилотные проекты по маркировке табачной продукции и обуви курирует Центр развития перспективных технологий. Планируется, что именно ЦПРТ, принадлежащий структурам Усманова и Галицкого, будет заниматься дальнейшим внедрением и развитием систем маркировки и учета товаров в 2018-2024 годах.

    Через систему учета жизненный цикл товара и движение от изготовителя (импортера) к потребителю может отследить налоговая, контролирующие органы.

    Потребитель через официальные порталы может проверить подлинность продукта и правдивость заявленных продавцом сведений (о происхождении, составе).

    Правила и порядок маркировки товаров

    • Маркировка должна быть нанесена до поступления продукции в продажу.
    • Изготовитель продукции наносит штрих-код непосредственно на изделие, упаковку, или закрепляет метку с КИЗ в шве, с помощью клеевой основы или одноразового замка.
    • Продавец обязан нанести индивидуальную метку на каждую единицу товара, находящуюся на складе, но не имеющую маркировки на момент вступления закона в действие.
    • На товары, ввозимые в ЕАЭС из третьих стран, маркировку необходимо нанести до их помещения под таможенные процедуры. В отдельных случаях допускается нанесение КиЗ после подачи ДТ на специальном складе.

    Компания «ИнтерСити Логистикс» предлагает помощь импортерам в проведении мероприятий по маркировке меховых изделий, других товаров, перемещаемых через границу РФ любыми видами транспорта в Москве, Санкт-Петербурге.

    Маркировка товаров 2018

    Программа стартовала в 2016 году – совет ЕЭК подписал Соглашение в отношении введения пилотного проекта по маркировке товаров позиции «Предметы одежды из натурального меха». Соглашение дополнено Решением № 70 от 23.11.2015 г., Международным протоколом от 23.11.2016 г.

    Правило «чипирования» меховой одежды вступило в законную силу 12.08.2016, экспериментальная программа была запущена еще раньше – в апреле того же года.

    02.02.2018 года в Алматы представители России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Армении подписали «Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС» (ратифицировано Федеральным законом № 281-ФЗ от 03.08.18).

    С 01.01.2018 года является обязательным поштучный учет упакованной алкогольной продукции контрольными метками ЕГАИС.

    В режиме эксперимента с 2017 года в регионах РФ проводятся программы по маркировке контрольными идентификационными знаками товаров аптечного ассортимента, с 2018 – табачных изделий, обуви.

    Перечень товаров, попадающих под действие программы на 2019 год по обязательной маркировке контрольными идентификационными знаками, утвержден Кабмином в Распоряжении Правительства РФ № 792-р от 28.04.2018 г.

    Коды товаров, подлежащих обязательной маркировке

    Список товаров ЕАЭС, для которых в России закон об обязательной маркировке средствами идентификации вступает в силу в 2019 году:

    Наименование группы товаровКод ТН ВЭД ЕАЭССрок введения обязательной маркировки
    1Табачная продукция24021 марта 2019 г.
    2Духи и туалетная вода 3303 00 1 декабря 2019 г.
    3Шины и покрышки пневматические резиновые новые 40111 декабря 2019 г.
    4Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи 4203 10 000 1 декабря 2019 г.
    5Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек 61061 декабря 2019 г.
    6Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков 62011 декабря 2019 г.
    7Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек 62021 декабря 2019 г.
    8Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное 63021 декабря 2019 г.
    9Обувные товары 64 016 402 640 364 000 000 1 июля 2019 г.
    10Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки 90061 декабря 2019 г.

    Автор статьи

    Кристина Федоренко
    Поделиться с друзьями