Инкотермс 2020

Кристина Федоренко
24/03/2022, 12:49
Содержание статьи

    Инкотермс (International commerce terms, Incoterms) — свод международных регламентов, которые приняты участниками ВЭД для определения степени ответственности сторон сделки. В частности, в документах прописываются правила взаимодействия между продавцом и покупателем при доставке товаров, грузов, продукции.

    В данной практике действуют 11 регламентов, утвержденных МТТ — международной торговой палатой. Инструкции обозначаются трехбуквенными сокращениями, которые определяют условия взаимодействия участников ВЭД — базисы поставки.

    Существует несколько основных редакций правил за 2010, 2020, 2022 годы. Инструкции регулярно переиздаются с 1936 года с учетом изменений в международных стандартах и логистических процессах.

    Категории базисов в Инкотермс 2020

    В Инкотермс 2020 существует четыре категории базисов поставки грузов/товаров/продукции, которые обозначаются литерами «Е», «F», «C» и «D». В основе этой категоризации заложены два принципа. Первый — обязательства участников ВЭД к транспортировке импортного/экспортного товара. Второй — возрастающая ответственность продавца.

    Категория «Е» — ответственность продавца ограничивается только предоставлением продукции покупателю в своих складских/торговых помещениях.

    Категория «F» — продавец обязуется передать товарную партию перевозчику, которого укажет покупатель.

    Категория «С» — продавец обязуется заключить договор поставки товара, но из условий перевозки исключается ответственность за возможные риски порчи, утраты партии в пути следования.

    Категория «D» — соответственно, базисы этой группы налагают на продавца все обязательства по поставке товара покупателю, включая ответственность за возможные риски и расходы.

    Перечень базисов поставки Инкотермс 2020

    Как сейчас закупить и доставить товар?

    Забудьте о сложностях и заботах с доставкой грузов в Россию. Мы предложим вам индивидуальное решение, оптимальный маршрут и конкурентные цены, независимо от размера и веса вашего груза.

    Обсудить предложение по телефону +7 (495) 748-87-75

    Рассмотрим 11 вариантов условий поставки товаров/продукции, разбитых на четыре базисные категории Incoterms:

    • Ex Works или EXW, переводится на русский как «Франко завод». Это тот же самовывоз, при котором получатель самостоятельно забирает продукцию у отправителя на производстве, в складском помещении, точке выдачи. Таможенные процедуры с импортом/экспортом, транспортировка по маршруту также выполняются покупателем. Отправитель обязуется только передать готовую партию к отгрузке. Ответственность переходит с одного участника сделки (продавца) на другого участника (покупателя) при передаче продукции.
    • Free Carrier или FCA, что переводится как «Франко перевозчик». При таком формате осуществляется отгрузка товаров транспортной компании или представителям логистических фирм, выбранных получателем. Передача выполняется в производственных, помещениях или на складах грузоотправителя. Отправитель также выполняет затаможку товара перед отгрузкой перевозчику. По контракту FCA другая сторона обязуется организовать транспортировку груза и его растаможку по прибытию в конечный порт.
    • Free Alongside Ship или FAS, что означает «Свободно разместить вдоль борта судна». В обязательства отправителя груза входит оформление экспортных документов и трансфер партии в обозначенный в контракте порт с размещением вдоль борта морского транспорта. Другая сторона сделки обязуется организовать погрузку на ТС, выполнить растаможку в порту прибытия. Ответственность переходит другой стороне после размещения товарной партии вдоль борта морского транспорта.
    • Freeon Board или FOB, значит «расположить свободно на борту». По условиям контракта отправитель транспортирует товарную партию в обозначенный порт, занимается погрузкой на борт морского транспортного средства. Соответственно ответственность с продавца снимается по факту размещения груза на палубе. Затраты, связанные с транспортировкой, растаможкой импорта в месте прибытия, соблюдением требований безопасности ложатся на принимающую сторону.
    • Cost and Freight или CFR, что значит «цена и фрахт». Согласно этому контракту Инкотермс, отправитель обязуется переправить и погрузить товарную партию на ТС в обозначенном заказчиком порту. Помимо того, выкупить торговые места и организовать транспортировку по маршруту. Принимающая сторона обязуется зафиксировать погрузку партии на палубу транспортного средства, выполнить растаможку импорта по прибытию. Риски отправки возлагаются на получателя по факту окончательной погрузки.
    • Cost Insuranceand Freight или CIF, что переводится как «цена, страховка и фрахт». Отправляющая сторона организовывает: трансфер товарной партии к месту отгрузки, размещение на палубе транспортного средства, грузоперевозку в конечную точку маршрута. Помимо того, она страхует перевозимую партию от рисков порчи в пути следования. Ответственность за груз возлагается на получателя на борту корабля после выполнения условий договора.
    • Carriage and Insurance Paid to или CIP, что означает «грузоперевозка и страховка оплачены до». Отправитель обязуется отдать партию транспортной компании, которую указал получатель, организовать трансфер в указанное место погрузки. Помимо того, отправитель занимается оформлением экспортных документов, транспортировкой груза в конечную точку маршрута, страхованием партий на случай порчи или утраты в пути следования. Другая сторона сделки обязуется разгрузить и растаможить товар по прибытию. Ответственность за грузоперевозку переходит от одной стороны к другой по факту передачи партии перевозчику с условием выполнения договоренностей.
    • Carriage Paid to или CPT, означает «транспортировка оплачена до». Условия контракта обязывают отправляющую сторону передать товарную партию транспортной компании, номинированной другой стороной сделки в оговоренном месте. Помимо того, отправитель организовывает грузоперевозку до конечной точки маршрута, оплачивает расходы транспортировки. Получатель обязуется принять поставки по прибытию, выполнить таможенное оформление импорта. Риски переходят от одной стороны к другой после передачи товара транспортной/логистической компании.
    • Delivere dat Place или DAP, что значит «транспортировка в место назначения». Контракт на этих условиях обязует продавца организовать грузоперевозку в конечную точку маршрута, при этом все транспортные издержки покрываются отправителем. Получатель разгружает и оформляет товарную партию на таможенном пункте. Ответственность снимается с отправителя по факту транспортировки партии в конечную точку маршрута.
    • Delivered Named Place Unloaded или DPU, «трансфер в пункт выгрузки». Контракт обязует продавца организовать трансфер товарной партии в обозначенный порт, провести погрузочные работы, выкупить фрахт, рассчитаться по таможенным и транспортным обязательствам. Отличие от формата DAP в том, что отправитель занимается также разгрузочными работами по месту назначения. Принимающая сторона занимается только растаможкой импорта в таможенном пункте. Ответственность переходит по факту окончания разгрузочных работ в конечной точке маршрута.
    • Delivered Duty Paid или DDP, что значит «транспортировка с оплатой пошлин». Отправитель выполняет затаможку экспорта, трансфер партии к месту погрузки, возлагает на себя транспортировочные расходы. В конечной точке маршрута он также организовывает очистку партии с оплатой пошлин. Страховка груза не входит в обязанности отправителя. Принимающая сторона обязуется получить и разгрузить партию по прибытию. Данный контракт поставки возлагает на отправляющую сторону максимальные обязательства.

    Основные отличия Инкотермс 2020 от ранней редакции

    Перечень регламентов поставок Incoterms видоизменяется каждые 10 лет, соответственно ранняя редакция 2010 года претерпела ряд корректировок. Пересмотр правил нужен для того, чтобы учитывать новые реалии в торговой и транспортно-логистической области. Зачастую возникает путаница, когда стороны сделки не уточняют, какая редакция правил используется в договоре или не учитывают принятые изменения.

    Чтобы не возникало путаницы, специалисты советуют ссылаться в договорах купли-продажи на действующую редакцию правил. В переговорах между продавцом и покупателем стороны должны указывать не только базисные условия поставки, но и версию Incoterms.

    Отличия редакции за 2010 и 2020 годы:

    • Контракт FCA теперь обязывает перевозочную компанию предоставлять отправителю коносамент с обозначением «на борту». В ранней версии правил этот пункт практически не соблюдался.
    • Контракт DAT поменяли на DPU. Это сделано с одной целью: исключить путаницу в названиях с созвучным термином DAP. Помимо того, условия DPU теперь позволяют снять ограничения с пунктов доставки. Ранее таким местом могли быть только терминалы.
    • Контракт CIP ранее предусматривал максимальный уровень страховых обязательств продавца. В новой редакции появилась возможность снизить страховое покрытие.
    • Контракт CIF напротив позволяет увеличить страховые обязательства отправителя, которые ранее находились на минимальном уровне.
    • Регламентированы ситуации, когда товарная партия доставляется не перевозочной компанией, а транспортными средствами, находящимися в собственности продавца или покупателя.
    • В разделах правил стали указывать перечень расходов.
    • Вопросам безопасности перевозок, поставок товаров по международным маршрутам уделяется больше внимания.
    • В новой редакции прояснили моменты с таможенным оформлением товарных партий: экспортных, импортных, транзитных.

    Когда Инкотермс не может помочь?

    Существует несколько ситуаций, когда свод правил не работает.

    • Первая — переход имущественных прав на поставляемую продукцию. Соответственно договор купли-продажи можно составлять, если одна из сторон является собственником товара.
    • Вторая — снятие обязательств и ответственности при возникновении непредвиденных/неожиданных обстоятельств — форс-мажора. Например, при осуществлении поставок возникают ситуации, которые находятся вне зоны контроля перевозчика, отправителя или получателя.
    • Третья — факторы, связанные с нарушением обязательств принимающей стороной, когда получатель не корректно принимает товар или нарушает пункты контракта в плане номинирования грузоперевозчика.
    • Четвертая — получатель задерживает оплату в частичном или полном объеме. В этом случае принимающая сторона, согласно другому документу (Проформа), обязуется покрыть убытки отправителя с процентами.
    • Пятая — если товарная партия не соответствует предъявленным характеристикам, то в действие вступает Проформа купли-продажи ICC. По ней отправитель обязуется заменить испорченный товар или устранить дефекты. Если такой вариант невозможен, то продавец должен компенсировать затраты покупателя — это может быть компенсация от 10% стоимости товара или скидка на продукцию от 15%.

    Важно понимать, что Инкотермс — это только свод правил, который устанавливает обязанности продавца по передаче, доставке, страхованию товаров. Однако случаи неисполнения обязательств продавцом устанавливаются другими документами. Лучшее решение для безопасной сделки в формате внешнеэкономической деятельности — это совместное использование базисов отправки и Проформы купли-продажи ICC.

    Автор статьи

    Кристина Федоренко
    Поделиться с друзьями
    Поможем Вам оформить перевозку товаров

      Имя*

      Телефон*

      E-mail