Инкотермс 2010 — общепринятые толкования, позволяющие привести к единообразию договоры при внешнеэкономической деятельности. Этот сборник соответствует всем статьям международного коммерческого права.
Документ разработан Международной торговой палатой, а термин Incoterms является официальным товарным знаком, который зарегистрирован за ICC.Сборник Инкотермс признается всеми таможенными органами и юридическими компаниями мира, а также всеми участниками внешнеэкономической деятельности. В него входят основные торговые термины, а также их толкования, представленные в однозначном виде. Без знания основных терминов из этого сборника к ВЭД-договорам лучше не прикасаться. Все условия поставки в декларациях на товар описываются строго по Интеркомс, как и связанные с транспортировкой права и обязанности сторон сделки.Что определяет Инкотермс 2010?

- принципы распределения между сторонами сделки транспортных расходов — с помощью терминов можно описать границу, до которой затраты на транспортировку касаются отправителя, и после которой за нее отвечает получатель.
- момент передачи ответственности за происшествия с грузом в дороге, которые могут привести к физическому разрушению, исчезновению и повреждению части товаров;
- дату фактической передачи отправителем товара получателю — она определяет степень выполнения обязательств по доставке, а также ее срокам.
Как используют правила Инкотермс 2010
В формате для чайников условия использования сборника Инкотермс 2010 или более ранней/поздней редакции предполагают:- прямое цитирование термина из сборника в договоре купли-продажи с обязательным добавлением фразы «в соответствии с Incoterms 2010»;
- возможность выбора термина в соответствии с особенностями товаров и способа транспортировки, избранный вариант влияет на условия поставки, страхования и иные обстоятельства, а также указывает на границы, до которых готовы дойти стороны сделки при определении дополнительных обязательств;
- уточнение пункта или порта — введение термина привязывает условия поставки практически к конкретному адресу, что исключает недобросовестность в вопросах транспортировки.
Значение групп терминов

- E — формат с минимальным количеством терминов, поскольку допускает поставку товара получателю у ворот склада производителя/продавца. Базовый вариант, который описывается привычным для нашего бизнесмена понятием «самовывоз». То есть отправитель не несет ответственности даже за погрузку товара, не говоря уже о растаможке и подготовке документов. Все это делает термины из Е группы самыми выгодными для отправителя.
- F — группа с большим количеством терминов, которая предполагает доставку товара до склада консолидации транспортной компании, нанятой покупателем. С момента передачи на склад перевозчика с продавца снимается вся ответственность за груз. Эта схема выгодна и продавцу, и покупателю, особенно, если у последнего нет собственного подразделения, отвечающего за транспортировку грузов.
- C — этот формат включает термины, описывающие схему доставки товара продавцом, который транспортирует груз до терминала, но не отвечает за сохранность по дороге. У продавца должен быть договор с транспортной компанией или собственный отдел логистики. Подобная схема выгодна получателю, но предполагает оплату транспортных расходов, которые закладывают в цену товара.
- D — этот формат использует сокращения, описывающие полную ответственность отправителя за транспортировку и риски, которая действует до прибытия товара в страну покупателя.
Как сейчас закупить и доставить товар?
Забудьте о сложностях и заботах с доставкой грузов в Россию. Мы предложим вам индивидуальное решение, оптимальный маршрут и конкурентные цены, независимо от размера и веса вашего груза.
Обсудить предложение по телефону +7 (495) 748-87-75Таблица значений терминов в Инкотермс 2010
Группа | Сокращение | Развернутый термин | Описание условий поставки |
Е | EXW | ex works | Продавец передает покупателю или его законному представителю оплаченный согласно торговому договору груз. Транспортировка товара, а также оформления всех операций внешнеэкономической деятельности (импорта и экспорта) ложится на плечи покупателя. Ответственность по рискам переходит к покупателю на складе продавца. |
F | FCA | free carrier | Продавец готовит экспортную декларацию и прочие документы, подтверждающие право на вывоз груза. Документы и груз передаются транспортной компании, нанятой покупателем. В этот момент с продавца снимается ответственность по рискам. Покупатель или его представитель (транспортная компания) обязаны следовать правилам таможенного оформления груза, на который составляется декларация и прочие документы по импорту. |
FAS | free alongside ship | Продавец готовит экспортный комплект таможенных документов, доставляет груз в порт и размещает его вдоль борта судна, принадлежащего или нанятого покупателем. Риски продавца на этом заканчиваются. Покупатель оплачивает погрузку на борт, рейс до порта растаможки, кроме того, он готовит все декларации по импорту и оплачивает пошлины и сборы. | |
FOB | free on board | Продавец готовит документы на экспорт, оплачивает пошлины, обеспечивает получение разрешения на вывоз товара, доставляет груз в порт и платит за погрузку на корабль. Покупатель платит за перевозку в порт разгрузки, готовит таможенные документы на импорт, оплачивает пошлины, обеспечивает прохождение таможни в порту прибытия по всем правилам. Для покупателя ответственность за риски наступает в момент перемещения товара на борт корабля. | |
C | CFR | cost and freight | За продавцом остается таможня в порте погрузки и экспортные документы, а также доставка товара в порт разгрузки. По условиям CFR продавец оплачивает доставку до порта погрузки, экспортные пошлины и сборы, погрузку на корабль и транспортировку. Покупатель встречает судно, разгружает товар и проходит таможню в порту прибытия. Декларацию импортера, все пошлины и сборы за ввезенный груз оплачивает покупатель. Риски переходят на покупателя в момент погрузки товара на борт. |
CIF | Cost, Insurance and Freight | Продавец обеспечивает поставку груза в порт разгрузки. По условиям СИФ продавец оформляет документы на экспорт, оплачивает сборы, страхует товар с учетом минимальных рисков, грузит и доставляет его в порт выгрузки на корабле. Покупатель разгружает судно, проходит таможню, как импортер, оплачивая все сборы и пошлины. | |
CPT | carriage paid to | Этим термином описывается поставка товара после прохождения таможни экспортером, которым выступает продавец. Режим CPT предполагает, что отправитель (продавец) доставляет груз в указанное в договоре купли-продажи место, но не занимается растаможкой импорта. Прохождение таможни в стране прибытия — сфера ответственности покупателя, как и страховка товара. | |
CIP | carriage and insurance paid to | Еще более комфортный для покупателя режим, чем CPT. Согласно пояснениям ICC, за все платит продавец, который организует доставку груза транспортной компании, рассчитывается за перевозку до склада покупателя, вносит экспортные и импортные пошлины, готовит декларации на вывоз и ввоз. Даже за страховку платит продавец. Покупатель получает груз и документы. Режим CIP распространяется на все виды транспорта. | |
D | DAT | delivered at terminal | Правила поставки в этом случае предполагают оплату транспортировки в указанный пункт продавцом, который организует экспортное разрешение и проходит таможню в стране погрузки. За покупателем остается только растаможка в стране прибытия, а также разгрузка транспорта. Риски за товар переходят от продавца к покупателю после разгрузки транспорта в стране прибытия груза. |
DAP | delivered at place | В этом режиме продавец несет всю ответственность за товар до момента прибытия в страну разгрузки. За транспортировку может отвечать нанятый перевозчик, который использует любой вид транспорта. Груз доставляется до таможенного терминала страны прибытия, после чего его передают покупателю, вместе со всей ответственностью за риски. | |
DDP | delivered duty paid | Базис этого режима поставки возлагает полную ответственность за груз на продавца. Формат DDP обязывает его оплатить транспортировку, составление и подачу документов в таможни стран вывоза и ввоза, а также экспортные и импортные пошлины. Продавец оплачивает страховку и несет ответственность за груз даже в случае мультимодальной перевозки. |
Деление терминов Инкотермс 2010 по типу транспортного средства
Международная торговая палата охватывает в справочнике Инкотермс все возможные виды транспорта. По способу транспортировки грузов указанные в справочнике термины делятся на две группы:- морскую и речную категорию — к ней относят FAS, FOB, CFR, CIF, на перевозку по воде указывает даже расшифровка аббревиатур, в которой встречаются слова «порт» и «судно»;
- общую категорию — согласно пояснениям ICC, сюда входят EXW, FCA, CPT, CIP, DAT, DAP, DDP, эти термины описывают любую сухопутную/воздушную перевозку, включая мультимодальные маршруты, с использованием железной дороги, автомобиля, воздушного транспорта.
Чем Инкотермс 2010 отличается от редакций за 2000 и 2020 годы
Актуализация терминологии в 2010 году избавила сборник от четырех терминов: DAF (на русский язык переводится, как доставка к границе), DES (доставка на судне в порт получателя), DDU (доставка без растаможек) и DEQ (доставка до порта). Их вытеснили термины DAP и DAT.Один из новых терминов в справочнике 2010 года — DAT, проработал только 10 лет. В редакции 2020 года доставку до терминала заменили более понятным вариантом — DPU, который означает транспортировку с разгрузкой в любом месте, выбранном получателем. Подобная рокировка является хорошим примером актуальности пересмотра терминологии после завершения 10-летнего цикла. Сколько терминов из справочника 2020 года перейдет в Инкотермс 2030 не знает ни один международный эксперт.Мы предоставляем услуги ЖД перевозок из Китая в Россию, помогая клиентам экономить время и деньги. Наша команда позаботится о грамотном планировании маршрута и своевременном оформлении всех документов, чтобы ваш груз был доставлен точно в срок и без каких-либо осложнений на границе.