В международных грузоперевозках и внешнеэкономической торговле при заключении контрактов на поставку товаров пользуются перечнем регламентов Инкотермс.
Эти правила определяют ответственность и риски всех участников сделки, в частности — продавца/отправителя и покупателя/получателя товарной партии. В международной практике грузоперевозок применяются три редакции — за 2010, 2020 и 2022 годы. Правила регулярно обновляются в зависимости от экономической и геополитической обстановки в мире. Однако участники ВЭД могут пользоваться любым из трех имеющихся сводом правил, при этом в договоре должно быть прописана редакция Incoterms.
Поставки по формату CPT — это
Расшифровка этого термина звучит как «Carriage Paid To», что переводится — «Фрахт/грузоперевозка оплачены до». После «до» указывается место назначения поставки груза. То есть формат CPT предполагает, что продавец по условиям контракта обязуется организовать за свой счет и под свою ответственность фрахт транспортного средства и доставку товаров в пункт передачи получателю или официальному перевозчику, который указан в контракте. До этого пункта все расходы и риски находятся в зоне ответственности поставщика, а после передачи груза возлагаются на получателя или следующего перевозчика.Пример поставки продукции на условиях CPT. Товарная партия поставляется по контракту CPT Астана (Казахстан) Инкотермс 2010 в Москву (Russia, Moscow). По контрактным обязательствам продавец организует фрахт, отгрузку и транспортировку в указанный в договоре пункт передачи товаров получателю или официальному перевозчику. Доставляемая партия переходит под ответственность следующего участника грузоперевозки после подписания передаточного акта.Термин CPT также значит, что грузоперевозка может осуществляться любыми видами транспорта — автомобилями, пассажирскими/грузовыми самолетами, морскими судами, жд составами. Контрактные условия поставки предусматривают использование мультимодальной логистики. Например, от склада отправителя в Астане груз перевозится автотранспортом в казахский авиационный терминал, а оттуда уже в московский аэропорт и далее ж/д составом получателю в регионе РФ.Соответственно, если используется смешанная схема доставки, то в контракте на поставку по CPT нужно четко определить пункт передачи ответственности за перевозимый груз. Например, отправитель организовывает отгрузку и трансфер товаров со склада в морской порт, оформляет экспортную документацию и выполняет загрузку ТС. После выполнения своих обязательств по контракту ответственность передается следующему перевозчику после подписания передаточного акта.
Базис поставки CPT
Стандартные условия поставки в этом формате обяжут отправителя/продавца оплатить фрахт транспортного средства, выполнять погрузку, организовать перевозку в пункт назначения, оформить экспортную документацию для таможенной очистки, а также оплатить все налоговые и пошлинные сборы при вывозе товарной партии. Продавец не обязан проходить таможню для ввоза продукции, платить взносы и оформлять иную документацию для импорта. Также продавец не обеспечивает груз страховкой, как в случае с торговыми терминами CIF и CIP. Покупатель сам страхует товар.Цена контракта CPT формируется с учетом стоимости товарной партии, а также затрат на затаможку экспортного груза и его перевозки до пункта назначения, указанного в договоре. Соответственно эта сумма определяет контрактную (таможенную или инвойсовую) стоимость. При расчетах стоимости контракта пользуются следующими данными:- Цена товарной партии по инвойсу. По сути, это фактическая сумма, которая указывается продавцом/производителем продукции;
- Затраты на упаковывание, маркировку, консолидацию партии;
- Расходы на фрахт, погрузку товара на борт транспортного средства, перевозку к месту назначения;
- Затраты на прохождение таможенных процедур при экспорте товарной партии.
Как сейчас закупить и доставить товар?
Забудьте о сложностях и заботах с доставкой грузов в Россию. Мы предложим вам индивидуальное решение, оптимальный маршрут и конкурентные цены, независимо от размера и веса вашего груза.
Обсудить предложение по телефону +7 (495) 748-87-75
Обязанности отправителя и получателя
Отправитель/продавец по условиям контракта CPT обязуется:- Выдать получателю согласно контрактным обязательствам товарную партию, а также сопутствующие документы в бумажном или электронном виде, которые подтверждают соответствие продукции заявленным требованиям.
- Оформить под свою ответственность и за свой счет экспортную декларацию, подготовить необходимые документы для прохождения нетарифного контроля (лицензии, сертификаты, соответствия). Помимо того, отправитель должен выполнять затаможку товарной партии, оплатить пошлинные и налоговые сборы, если это требуется по контракту.
- Оформить перевозочный договор за свой счет и под свою ответственность. Контракт оформляется на базовых условиях — транспортировка до указанного пункта передачи товарной партии перевозчику/получателю с использованием принятых видов ТС и логистики. Если требования к ТС и логистике не согласованы с партнером, то отправитель может выбрать наиболее удобный/быстрый способ перевозки. Например, вместо автомобильной организовать воздушную перевозку. В этом случае увеличится общая стоимость контракта и, соответственно, возрастет цена импорта груза.
- Выполнить условия поставки, то есть доставить товарную партию официальному перевозчику, с которым заключен контракт. Если используется мультимодальная схема грузоперевозок, то отправитель доставляет партию первому перевозчику в логистической цепочке.
- Нести ответственность за перевозимый груз до момента его передачи официальному перевозчику партнера. Все риски утери, порчи товарной партии в период ответственности отправителя возмещаются им из своих средств.
- Оплатить расходы, которые возникают до момента передачи прав собственности перевозчику. Это затраты на фрахт ТС, погрузку на складе, выгрузку в пункте назначения, расходы на затаможку экспортной партии и оформление сопутствующих документов. Также отправитель оплачивает пошлинные и налоговые сборы в стране-экспортере.
- Известить получателя по факту поставки товарной партии в оговоренный пункт для передачи официальному перевозчику.
- Выдать получателю документированные доказательства выполнения контрактных обязательств. Обычно это транспортные документы — накладная, коносамент и т.д. Документы, подтверждающие доставку товарной партии к месту назначения, могут быть выданы в бумажном или электронном виде по обоюдному согласию сторон.
- Оплатить складские работы по подготовке товарной партии к транспортировке. Это инспектирование товара, замеры, взвешивание, упаковывание и маркировка.

- Оплатить стоимость товарной партии по контракту.
- Получить за свой счет и под свою ответственность документацию для импорта грузов, сопутствующие бумаги нетарифного контроля при необходимости. Также получатель обязуется оплатить растаможку партии при ввозе в страну назначения, а также в транзитных пунктах.
- Застраховать товар, если этого требуют условия грузоперевозки.
- Получить груз от поставщика после его доставки в указанное договором место или указать официальных перевозчиков, если используется мультимодальная логистика.
- Нести ответственность на порчу или утерю груза после получения его от поставщика. При этом права собственности и риски переходят от одной стороны к другой только после подписания передаточного акта. То есть, поставляемый товар должен быть соответствующим образом упакован, маркирован, идентифицирован как продукция, которая является предметом данного контракта.
- Оплатить расходы, которые связаны с проверкой и грузоперевозкой товара после его передачи поставщиком. Также получатель оплачивает расходы за транзит, таможенные процедуры в перевалочных пунктах и конечной точке маршрута. Соответственно товарная партия должна быть оформлена надлежащим образом, то есть иметь экспортные документы, а при необходимости лицензии и сертификаты. Перед приемкой груза от поставщика эти моменты нужно тщательно проверить.
- Известить отправителя о получении товара в пункте назначения, если такой пункт указан в контракте поставки.
- Принять транспортные документы отправителя, если они отвечают требованиям контракта.
- Оплатить инспектирование товаров перед их погрузкой на борт транспортного средства.
- Оплатить услуги, связанные с оформлением перевозочных и товарных документов. Также получатель обязуется возместить затраты, если обращался за содействием к отправителю по вопросам подготовки импортной или любой другой документации.

Резюме
Международный контракт на грузоперевозку в формате CPT предусматривает большую ответственность продавца/отправителя товаров, нежели получателя. Отправитель обязуется организовать фрахт ТС, оплатить экспортные сборы и подготовить документы, доставить товар получателю или официальному перевозчику. Получатель оплачивает страховку и импортные сборы, а также расходы транзита, если таковые имеются.Однако при составлении договора нужно тщательно обсудить все особенности поставки. Например, виды транспортных средств и схему логистики, определить пункт передачи товара и ответственности за его дальнейшую перевозку. Это поможет сократить расходы по контракту как продавцу, так и покупателю.Компания «ИнтерСити Логистикс» предлагает перевезти сборные грузы из Китая в Россию с профессиональным подходом к каждому этапу. Мы контролируем транспортировку на всех этапах: от момента отгрузки до доставки на склад в России, обеспечивая своевременное прохождение таможенных формальностей. Используя наш опыт и знания, клиенты могут быть уверены, что их сборные грузы будут доставлены с оптимальным соотношением цены и качества, независимо от сложности маршрута и особенностей товара.