CIP Инкотермс 2010

Кристина Федоренко
05/04/2023, 11:42
Содержание статьи

    Инкотермс — перечень регламентов, принятых в международной торговле. Эти правила позволяют участникам внешнеэкономической деятельности определить свои обязанности и права.

    Например, в документах доставки импортных/экспортных грузов определяется степень ответственности продавца и покупателя, прописываются правила взаимодействия участников ВЭД.

    Во внешнеэкономической торговле руководствуются тремя редакциями Incoterms — за 2010, 2020 и 2022 годы. Общий свод правил подразделяется на несколько категорий — базисов поставки импортных/экспортных грузов. Разделение на категории/базисы основано на двух принципах. Первый — обязанности и права участников внешнеэкономической деятельности при транспортировке товарных партий. Второй — степень ответственности продавца и покупателя.

    В этой статье мы рассмотрим свод правил Инкотермс 2010, в частности — условия грузоперевозок в категории «СИП».

    Категория CIP

    Расшифровка термина CIP из свода регламентов звучит так: Carriage and Insurance Paid Тo — «грузоперевозка и страхование оплачены до». После «до» в документах указывается конечный пункт маршрута грузоперевозки. Например, СИП Москва, Россия (Инкотермс 2010). Этот вариант взаимодействия во внешнеэкономической торговле имеет свои особенности для отправителя и получателя грузов. Участникам сделки нужно четко понимать свои обязанности, права и риски в соответствии с требованиями данной категории Incoterms.

    Базис поставки

    Базисные условия CIP подразумевают, что:

    • Отправитель/продавец обязуется доставить экспортируемую партию до указанного в контракте ВЭД места погрузки, передать груз перевозчику, оплатить фрахт транспортного средства, погрузочные работы и саму доставку получателю в пункт назначения.
    • Отправитель также занимается оформлением экспортных документов, страхованием товарной партии на случай утраты или порчи в пути следования. По базисным условиям отправитель обязуется обеспечить только минимальное покрытие страховки. Любые дополнительные пункты в договоре страхования оговариваются отдельно с получателем груза.
    • Получатель обязуется принять товарную партию в пункте назначения, разгрузить и растаможить в стране прибытия. Ответственность за дальнейшие манипуляции с грузом переходит от отправителя к получателю по факту передачи товарной партии, с учетом соблюдения договорных обязательств.

    Грузоперевозка SIP позволяет экспортеру использовать любой вид транспортного средства, в том числе задействовать мультимодальную логистику. Если применяется технология смешанных перевозок, то ответственность за экспортируемую партию переходит в момент передачи груза.

    Например, для транспортировки товара из Японии в РФ задействуются два вида ТС — морское судно и автотранспорт. Экспортер оплачивает перевозку из порта отправления в порт прибытия, передает груз следующему участнику логистической цепочки по условиям договора с импортером. В этот момент к покупателю переходят все риски по грузу.

    Здесь есть свои подводные камни. Участникам внешнеэкономической деятельности рекомендуется точно определить в договоре конкретный пункт поставки, в котором передаются ответственность и риски за экспортируемый груз. При использовании мультимодальных схем логистики также есть один нюанс. В соответствии с базисными условиями, ответственность за доставляемый товар передается между перевозчиками по цепочке, то есть от продавца первой транспортной компании и т.д. Если сторонами не согласован конкретный пункт смены ТС и перевозчика, то выбор пункта полностью зависит от продавца. Получатель не контролирует момент передачи ответственности. В этом случае рекомендуется согласовать переход риска на поздней стадии маршрута. Например, в порту или авиационном терминале.

    Контракт на грузоперевозку CIP выгоден экспортеру в двух случаях. Первый — договор заключается не с самим импортером/покупателем, а с посреднической компанией-поставщиком. Второй — оформление договора непосредственно с покупателем невозможно из-за технических причин, санкций и прочих препонов.

    Обязанности отправителя и получателя

    Экспортер по условиям контракта обязуется:

    • Организовать грузоперевозку товарной партии от пункта отправления в место назначения в указанный срок. Экспортер предоставляет покупателю счет-инвойс, а также другие сопутствующие документы, которые подтверждают соответствие груза договору. По согласованию с покупателем, документы могут быть представлены в бумажном или электронном виде.
    • Предоставить соответствующие лицензии, разрешительные документы при необходимости. Отправитель обязуется получить экспортную лицензию, пройти таможенную очистку при вывозе груза из страны-экспортера.
    • Выполнить упаковку и маркировку экспортной партии в соответствии с требованиями перевозчика, а также провести все сопутствующие процедуры перед отправкой груза — инспектирование партии, взвешивание, измерение, консолидацию и другие.
    • Оплатить фрахт транспортного средства, погрузочные работы в пункте отправления. Договор грузоперевозки оформляется за счет отправителя.
    • Застраховать грузоперевозку за свой счет. Страхование выполняется в минимальном объеме, предусмотренном пунктом «С». После заключения договора со страховой компанией, экспортер предоставляет полис получателю груза. Страховка должна покрывать указанную в договоре цену плюс 10% в валюте, указанной в контракте ВЭД. Полис действует на всем протяжении маршрута, то есть до указанного в соглашении пункта назначения. Дополнительные возможности страхования оплачиваются за счет покупателя после согласования с отправителем.
    • Нести риски, связанные с грузоперевозкой по маршруту до момента передачи товарной партии получателю или перевозчику.
    • Оплачивать расходы, связанные с фрахтом транспортных средств, погрузкой/выгрузкой/перегрузкой товаров в перевалочных пунктах, оформлением экспортных документов, оплатой пошлин, налогов и сборов, страховки до конечного пункта назначения.
    • Уведомить получателя о способе грузоперевозки, а также о прибытии товарной партии в место назначения.
    • Также по запросу импортера отправитель обязуется содействовать в получении информации и оформлении документов, которые могут понадобится для ввоза товарной партии и ее транспортировки до конечного пункта назначения.

    Получатель по контракту CIP обязуется:

    • Оплатить стоимость товарной партии в соответствии с контрактом ВЭД.
    • Получить за свой счет лицензии и другие сопутствующие документы для ввоза товарной партии в страну, а при необходимости обеспечить документальное сопровождение импорта в транзитных пунктах.
    • При необходимости предоставить отправителю информацию для дополнительного страхования грузоперевозок сверх минимального покрытия страховки.
    • Принять товарную партию в оговоренном пункте назначения и все риски по дальнейшей транспортировке. Покупатель обязуется принять транспортный документ, если поставленная продукция соответствует заявленным в договоре характеристикам. Если требования к качеству экспортируемого товара не выполнены, наступает страховой случай. Представитель страховщика составляет протокол осмотра, чтобы определить — относится конкретный случай к страховым или нет. Получатель несет полную ответственность за груз с момента его поставки и передачи отправителем.
    • Оплатить пошлины, сборы и иные расходы, связанные с таможенным оформлением при ввозе груза в страну назначения.
    • Уведомить отправителя по факту получения товарной партии и передаче рисков в указанном пункте приема.
    • Оплатить расходы по инспектированию экспортных партий перед отгрузкой.
    • Возместить затраты экспортера по оформлению дополнительных документов, предоставлению информации по просьбе получателя.

    Оформлять ли дополнительную страховку?

    Поставщик страхует груз в минимальном объеме. Зачастую такой страховки недостаточно, чтобы гарантировать безопасность грузоперевозки или доказать вину отправителя в случае порчи/утраты товара. Нужно ли платить за дополнительную страховку? Если порча или утрата груза приведет к прямым и косвенным расходам, то лучше оплатить дополнительную страховку. В этом случае можно полностью возместить убытки за счет продавца.

    Как формируется стоимость грузоперевозки на условиях CIP?

    В расчет тарифа грузоперевозки берется стоимость товарной партии и расходы отправителя при выполнении своих обязательств по контракту. Сумма рассчитывается с учетом фрахта транспортного средства, сопутствующих работ — оформление экспортной документации, обработка грузов на складе (упаковка, маркировка, консолидация), погрузка на ТС. Также в тариф входят затраты на логистику и страхование груза.

    Резюме

    Инкотермс 2010 — это только перечень регламентов, который устанавливает обязанности участников внешнеэкономической деятельности по транспортировке, страхованию, передаче и получению товарных партий. Договор грузоперевозки по условиям СИП в общих чертах обязует продавца-экспортера доставить груз покупателю в оговоренный пункт назначения, оплатить все расходы на логистику и страховку с минимальным покрытием. Однако этот процесс не ограничивается только базисными требованиями. Существует множество нюансов при оформлении договора грузоперевозки — использование мультимодальной логистики, транзит через третьи страны, таможенное оформление вывоза/ввоза и другие особенности.

    Участникам сделки нужно четко согласовать все пункты договора, финансовые затраты и обязательства сторон в процессе грузоперевозки товарной партии.

    Автор статьи

    Кристина Федоренко
    Поделиться с друзьями
    Поможем Вам оформить перевозку товаров

      Имя*

      Телефон*

      E-mail