Стоимость морской перевозки складывается из множества составляющих: фрахта, перевалки, хранения, доставки до и после порта. На каждом из этих этапов есть возможности сэкономить — если подойти к процессу заранее и с пониманием маршрута.
Один из вариантов — оптимизировать доставку до порта отправления (этап pre-carriage). В некоторых случаях дешевле не загружать товар в контейнер прямо у производителя, а сначала доставить его на грузовике до контейнерного терминала возле порта, и уже там выполнить затарку. Это особенно актуально, если предприятие находится далеко от портовой зоны, а вывоз контейнера «на адрес» слишком затратен.
Та же логика работает и в обратную сторону — при импорте в Россию. Иногда выгоднее выгрузить товар из контейнера сразу в порту и перевезти его до склада на обычной машине, чем отправлять контейнер по суше и потом возвращать его обратно. Это позволяет быстрее освободить контейнерное оборудование и избежать штрафов за его просрочку (детеншн). Такой вариант особенно полезен, если склад получателя находится не слишком далеко от порта и товар можно быстро перевезти.
Важно учитывать, что не все грузы подходят для перегрузки в порту. Например, если товар требует соблюдения особых условий перевозки или слишком громоздкий, это может быть нецелесообразно. Кроме того, такие решения нужно согласовывать заранее — с перевозчиком, терминалом и логистом.
Экономия возможна, только если вы хорошо понимаете всю схему движения груза: от момента отправки до получения. Умение гибко подходить к выбору маршрута, вида транспорта, типа затарки и условий возврата контейнера даёт заметную разницу в цене — особенно на длинных и регулярных маршрутах.