Таможенный транзит — это режим, при котором ввозимый товар пересекает границу, но ещё не оформлен для внутреннего потребления. Он направляется с границы к складу временного хранения или другому таможенному посту и всё это время остаётся под контролем. Главная задача — обеспечить его сохранность до момента полного оформления.
Чтобы государство было уверено, что товар не исчезнет и все пошлины будут уплачены, требуется обеспечение. Оно может быть разным: банковская гарантия, залог, договор поручительства, перевозка через аккредитованного таможенного перевозчика или даже сопровождение инспектора. Сумма обеспечения — это потенциальный объём всех пошлин и налогов, которые бы пришлось заплатить, если бы товар сразу оформлялся на выпуск в свободное обращение.
Транзит чаще всего используется в стандартной логистической цепочке: товар заезжает через один пункт, а оформляется уже в другом месте — на складе, ближе к получателю. Процедуру оформляют логистические компании или перевозчики, и в большинстве случаев заказчику в неё вникать не нужно. Тем не менее, важно понимать, что она может повлиять на сроки доставки и правила перевозки.
Даже при транзите на товар распространяются все запреты и ограничения, действующие в рамках ЕАЭС, кроме требований технических регламентов. То есть для перемещения груза могут потребоваться лицензии, фитосанитарные или ветеринарные сертификаты. Но декларации и сертификаты соответствия (например, по ТР ТС) на этом этапе не нужны — их предоставляют позже, при основном оформлении.
Транзит можно оформить как на бумаге, так и в электронном виде. На практике всё чаще используется электронный формат, особенно если в цепочке участвуют несколько стран или логистических операторов.