Маркировка товара – это процесс и результат нанесения (на изделие, потребительскую упаковку или тару) цифровой, буквенной, графической или символьной информации, иных знаков, позволяющих пометить продукцию и в дальнейшем распознать.
Маркировка товара – это процесс и результат нанесения (на изделие, потребительскую упаковку или тару) цифровой, буквенной, графической или символьной информации, иных знаков, позволяющих пометить продукцию и в дальнейшем распознать. Базовые правила маркировки продовольственных и непродовольственных товаров изложены в:
- ст. 10 «Закона о защите прав потребителей»;
- ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные/ Общие требования/ Информация для потребителя»;
- ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
- технических регламентах таможенного союза (ТР ТС) и государственных стандартах (ГОСТ), действующих в отношении конкретных видов продукции.
Начиная с 2016 года в России и странах ЕАЭС вступают в силу решения об обязательной маркировке товаров идентификационными контрольными знаками.
Нововведения маркировки товаров и продукции – что это?
Это значит, что по мере вступления закона в силу каждая товарная единица продукции из поименованного правительством списка может быть выпущена в торговый оборот на внутреннем рынке РФ или стран Евразийского экономического сообщества только при наличии контрольной метки – индивидуального штрих-кода.
Официальное название кодированной метки – контрольный идентификационный знак (КиЗ). Каждый КиЗ уникален:
- генерируется только единожды;
- после выбытия объекта маркировки из оборота (реализации конечному покупателю) навсегда изымается и уничтожается;
- в случае утери, повреждения метки, создается совершенно новая комбинация и вводится в систему взамен утраченной.
В КиЗ зашифрован индивидуальный номер учетной единицы продукта в системе, а также другая информация, необходимая для идентификации:
- торговое наименование и марка;
- состав;
- страна производства;
- изготовитель, продавец, их данные, и т.дт;
Также в контрольный знак встроен криптографический код проверки уникальности, исключающий подделку и повторное использование. После присвоения уникальной метки КиЗ товарной единице, зашифрованные данные передаются в систему учета.
Учет маркированных товаров
Сегодня для различных групп товаров действуют отдельные несвязанные системы мониторинга:
- ЕГАИС> для алкогольной продукции;
- ФГИС МДЛП для лекарственных препаратов;
- Информационный ресурс маркировки для изделий из меха.
Пилотные проекты по маркировке табачной продукции и обуви курирует Центр развития перспективных технологий. Планируется, что именно ЦПРТ, принадлежащий структурам Усманова и Галицкого, будет заниматься дальнейшим внедрением и развитием систем маркировки и учета товаров в 2018-2024 годах.
Через систему учета жизненный цикл товара и движение от изготовителя (импортера) к потребителю может отследить налоговая, контролирующие органы.
Потребитель через официальные порталы может проверить подлинность продукта и правдивость заявленных продавцом сведений (о происхождении, составе).
Правила и порядок маркировки товаров
- Маркировка должна быть нанесена до поступления продукции в продажу.
- Изготовитель продукции наносит штрих-код непосредственно на изделие, упаковку, или закрепляет метку с КИЗ в шве, с помощью клеевой основы или одноразового замка.
- Продавец обязан нанести индивидуальную метку на каждую единицу товара, находящуюся на складе, но не имеющую маркировки на момент вступления закона в действие.
- На товары, ввозимые в ЕАЭС из третьих стран, маркировку необходимо нанести до их помещения под таможенные процедуры. В отдельных случаях допускается нанесение КиЗ после подачи ДТ на специальном складе.
Компания «ИнтерСити Логистикс» предлагает помощь импортерам в проведении мероприятий по маркировке меховых изделий, других товаров, перемещаемых через границу РФ любыми видами транспорта в Москве, Санкт-Петербурге.
Маркировка товаров 2018
Программа стартовала в 2016 году – совет ЕЭК подписал Соглашение в отношении введения пилотного проекта по маркировке товаров позиции «Предметы одежды из натурального меха». Соглашение дополнено Решением № 70 от 23.11.2015 г., Международным протоколом от 23.11.2016 г.
Правило «чипирования» меховой одежды вступило в законную силу 12.08.2016, экспериментальная программа была запущена еще раньше – в апреле того же года.
02.02.2018 года в Алматы представители России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Армении подписали «Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС» (ратифицировано Федеральным законом № 281-ФЗ от 03.08.18).
С 01.01.2018 года является обязательным поштучный учет упакованной алкогольной продукции контрольными метками ЕГАИС.
В режиме эксперимента с 2017 года в регионах РФ проводятся программы по маркировке контрольными идентификационными знаками товаров аптечного ассортимента, с 2018 – табачных изделий, обуви.
Перечень товаров, попадающих под действие программы на 2019 год по обязательной маркировке контрольными идентификационными знаками, утвержден Кабмином в Распоряжении Правительства РФ № 792-р от 28.04.2018 г.
Коды товаров, подлежащих обязательной маркировке
Список товаров ЕАЭС, для которых в России закон об обязательной маркировке средствами идентификации вступает в силу в 2019 году:
№ | Наименование группы товаров | Код ТН ВЭД ЕАЭС | Срок введения обязательной маркировки |
---|---|---|---|
1 | Табачная продукция | 2402 | 1 марта 2019 г. |
2 | Духи и туалетная вода | 3303 00 | 1 декабря 2019 г. |
3 | Шины и покрышки пневматические резиновые новые | 4011 | 1 декабря 2019 г. |
4 | Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи | 4203 10 000 | 1 декабря 2019 г. |
5 | Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек | 6106 | 1 декабря 2019 г. |
6 | Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков | 6201 | 1 декабря 2019 г. |
7 | Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек | 6202 | 1 декабря 2019 г. |
8 | Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное | 6302 | 1 декабря 2019 г. |
9 | Обувные товары | 64 016 402 640 364 000 000 | 1 июля 2019 г. |
10 | Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки | 9006 | 1 декабря 2019 г. |